Иронический наблюдатель (vadim_i_z) wrote,
Иронический наблюдатель
vadim_i_z

Легендарная опера: текст и ноты

ПРЕДИСЛОВИЕ ПУБЛИКАТОРА
     В одном из эпизодов повести Анатолия Рыбакова «Кортик» (время действия – начало двадцатых годов прошлого века) участники школьного драмкружка выбирают пьесу для постановки.
     – «Иванов Павел», – предложил Слава.
     – Надоело, надоело! – отмахнулся Шура. – Избитая, мещанская пьеса. – И он, гримасничая, продекламировал:
               Царь персидский – грозный Кир
               В бегстве свой порвал мундир…
Знаем мы этого Кира!.. Нет, не пойдет, – добавил он не допускающим возражений тоном.
     После долгих споров остановились на пьесе в стихах под названием «Кулак и батрак»: о мальчике Ване – батраке кулака Пахома.
     Что же это за пьеса, которая в двадцатые годы прошлого века (время действия повести) была всем так хорошо известна, что даже надоела?

     17 ноября 1911 года в Петербурге открылся Троицкий театр, владельцем которого был А. Фокин. Устройство храма искусств было самым что ни на есть демократичным: ненумерованные места, публика не сдавала верхнюю одежду в гардероб, можно было входить и выходить в любое время. Разумеется, соответствовал обстановке и репертуар: преимущественно юмористические миниатюры разных жанров – театральная комедия, опера, балет, кинематограф и тому подобное.
     В этом-то театре 20 апреля 1915 года и была поставлена мгновенно ставшая знаменитой опера-буфф «Ивáнов Павел» (ударение в фамилии героя – на второй слог!). Злоключения гимназиста, третий год сидящего в третьем классе и безуспешно сражающегося с являющимися ему во сне Математикой, Русским Языком, Историей и Географией были близки и понятны зрителям!
     Уже 10 июня, меньше чем через два месяца, состоялось сотое представление, 1 октября — двухсотое. С подобным успехом опера шла еще около двух лет, когда Фокин в июле 1917 года продал театр К. Марджанову. Новый владелец сменил репертуар, Троицкий перестал быть театром миниатюр, «Иванов Павел» стал неуместен.
     Впрочем, спектакль ставился не только в Троицком театре. По приглашению Николая II представление было показано даже в императорском дворце – для наследника Алексея Николаевича. Пьесу десятки раз ставили самодеятельные артисты – в том числе и в лазаретах для раненых солдат, о чем есть запись в дневнике одной из дочерей царя.
     Текст разошелся по цитатам. И, если смотришь в книгу – видишь фигу было популярно еще за несколько десятилетий до постановки, то формулировка пифагоровы штаны на все стороны равны вышла за пределы школьного фольклора и стала широко известной только благодаря «Иванову Павлу».

     Кто же написал это произведение?
     У музыки отдельного автора не было – использовались давно известные мелодии (например, «Выдержу, выдержу, выдержу я» Павлик пел на мотив «Ехал на ярмарку ухарь-купец»). К сожалению, я не силен в музыкальной грамоте и потому прошу тех, кто распознал в нотах фрагменты знакомых произведений, указать их в комментарии или прислать информацию по почте: vadim-i-z@yandex.ru
     А вот у слов авторы есть – режиссеры Виктор Раппапорт и Сергей Надеждин.

     Виктор Романович Раппапорт работал в Троицком театре с 1913 года. Молодой еще человек (родился в 1889 году), сделавший театр знаменитым постановкой «Иванова Павла», поставил ещё десятки спектаклей в различных жанрах и в различных театрах. Именно он ассистировал Владимиру Маяковскому, ставившему в декабре 1912 года трагедию, которой автор дал свое имя, именно Раппапорт был первым постановщиком пьесы «Мандат» Николая Эрдмана. Среди его работ в оперных театрах «Хованщина» Мусоргского, «Похищение из сераля» Моцарта, «Мастера пения» Вагнера и «Гугеноты» Мейербера в ленинградском Малом оперном, «Сказание о невидимом граде Китеже» Римского-Корсакова и та же «Хованщина» в московском Большом.
     Работал Раппапорт приглашенным режиссером и в других городах, в частности, ставил спектакли и в Минске. В бакинской же опере он был некоторое время штатным сотрудником. Первый набросок заметки о нем (продолжение непременно последует!) я закончу цитатой из книги Леонида Зорина «Авансцена»:
     Виктор Романович Раппапорт был режиссером бакинской оперы… Кругленький, с миниатюрными ручками, с длинными волосами до плеч (редкая в ту пору прическа), с усами, с бородой-эспаньолкой, непоседливый, невзирая на возраст – казалось, что легкий колобок перемещается в пространстве. Да и манера его изъясняться – французистая, фонтанирующая, то и дело нежданные отступления - была несхожа с медлительной речью Швейцера [Владимир Захарович Швейцер (1889 – 1971) – сценарист, режиссер - В.З.], отчеканенной, взвешенной, ироничной, но было меж ними и нечто общее.
     Скорей всего то был дух артистизма, дух искусства - быть может, не слишком значительного, но остроумного и изящного, на нем лежала еще печать досугов Серебряного века. Оба знали толк в пародии, в шутке, в экспромте, в театре миниатюр - и тот и другой ему послужили - искристая шипучая аура того фейерверочного мира, щедро наперченного репризами, в какой-то мере на них отразилась. И тот и другой с превелики трудом выдерживали пуританский климат идеологического общества. Каждый искал свою точку опоры. Швейцер ее находил в усмешке, неразличимой поверхностным взглядом, Раппапорт – в несокрушимой беспечности, тем более трогательной и обаятельной, что он был приговоренным сердечником...
     Смерть Раппапорта была, наверно, первой потерей, воспринятой мною не только разумом, но и кожей...
     Умер Виктор Раппапорт в 1943 году.

     Легкодоступной информации о Сергее Михайловиче Надеждине сохранилось совсем немного. Родился в Москве в 1880 году. Играл в Александринском театре, ставил спектакли в Литературно-художественном обществе и Троицком театре, где вместе с В. Р. Раппапортом написал и поставил «Иванова Павла».
     После революции Надеждин уехал в Крым, затем в 1920 году эвакуировался в Константинополь, потом в Париж. За два года (1924–1925) поставил там на студии «Альбатрос» пять полнометражных кинофильмов.
     Однако, как писал о нем критик Дэвид Робинсон, «эфемерная короткая блистательная карьера Сергея Надеждина в кино продолжалась меньше двух лет». В 1926 году Надеждин переехал в США. Руководил студией Ballet Moderne в Нью-Йорке, а с 1932 и почти до конца жизни возглавлял Russian Imperial Ballet School в Кливленде. 
     Скончался Сергей Надеждин 22 июля 1958 года.

     Не исключено, что у оперного Павлика, роль которого в Троицком театре исполнял Я. Завалов

был литературный прототип. В созданном за десять лет до театральной премьеры очерке Власа Дорошевича «Горе и радости маленького человека» описан один день из жизни Иванова Павла, ученика 2-го класса 4-й гимназии. Он тоже получает колы и двойки, но никакой комедии в этом нет: в конце рассказа, получив жестокую порку, тихо всхлипывая, заснул бедный мальчик, и снилось ему во сне, что он предводитель команчей и на голову разбивает всех белых. За что надругались над человеческим телом и над маленькой человеческой душой? У Надеждина и Раппапорта история вышла, прямо скажем, повеселее.

     После революции популярность оперы пошла на убыль – всё-таки советская школа изрядно отличалась от дореволюционной гимназии. Тем не менее, еще многие десятилетия отдельные арии держались в памяти бывших гимназистов и передавались из поколения в поколение. Дошло до курьёза: в фильме 1954 года «Анна на шее» (автор сценария и режиссёр Исидор Анненский) Анна со своими братьями распевает куплеты из оперы, написанной через десять лет после смерти Антона Павловича Чехова.

     Увы, устный пересказ – это практически всё, чего удостоилась опера в последние десятилетия (была, правда, еще публикация в малоизвестном журнале «Музыка и время», не очень-то доступном широкому читателю). Судя по тому, что удалось найти в интернете, канонический текст порой дополнялся куплетами, которых не было в исходном варианте.

     В этой публикации читателю предлагаются три версии оперы:

  1. Скан издания 1915 года Иванов Павел. Весенняя фантастическая опера с превращениями, провалами и экзаменом. Соч. С. М. Надеждина и В. Р. Раппапорта (только ноты).
  2. Скан издания 1916 года Иванов Павел. Фантастическая опера с превращениями, провалами и апофеозом. Соч. С. М. Надеждина и В. Р. Раппапорта (текст в старой орфографии, фотоиллюстрации и ноты).
  3. Текст из издания 1916 года, приведенный к современной орфографии и снабженный необходимыми комментариями (см. ниже).

     Обо всех неточностях в размещении страниц и распознавании текста, сообщайте, пожалуйста, в комментариях. И  – повторю сказанное выше  – присылайте информацию о распознанных музыкальных цитатах. Более полное предисловие с расширенными биографиями авторов и ссылками на источники постараюсь написать позже.
В. Зеленков

ИВАНОВ ПАВЕЛ.

Весенняя фантастическая опера с превращениями, провалами и апофеозом
С. М. НАДЕЖДИНА и В. Р. РАППАПОРТА.

Действующия лица:

ПАВЛИК

 

ЕГО МАМАША.

 

В опере:

 

ИВАНОВ ПАВЕЛ

 

ШПАРГАЛКА

 

РУССКИЙ ЯЗЫК

Учебные предметы.

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ГЕОГРАФИЯ

СТОРОЖ.

 

 

ПРОЛОГ

Стена дома. Большое открытое окно. Видна часть комнаты.
ПАВЛИК сидит за книгами.

№1.

ПАВЛИК.

Последний нонешний денечек
Готовлюсь на экзамен я.
А завтра, завтра чуть светочек -
Заплачет вся моя семья. бис.}

№2.

МАМАША /входит/

Павлик, Павлик, занимайся
Даром время не теряй, -
Не ленись, не отвлекайся
И в носу не ковыряй.
Завтра утром чуть проснешься,
Поведу тебя я в класс.
Коли выдержишь экзамен -
Будешь паинькой у нас.

ПАВЛИК

Надоели мне науки,
Ничего в них не понять, -
Просидел насквозь я брюки,
Не в чем выйти погулять.
Хорошо тебе не надо
Географию зубрить…
Ты попробуй по латыни
Тройку с плюсом получить.

МАМАША.

Павлик, Павлик, занимайся,
Попустому не болтай,
Тверже выучить старайся.
И меня не огорчай.

ПАВЛИК.

Сколько дней сижу за книгой –
И конца ученью нет.
Смотрю в книгу, вижу фигу…
Все смешалось в винегрет.

МАМАША

Много надобно терпенья
И родительских забот,
Вносишь плату за ученье…
В третьем классе третий год.
Для меня хоть постарайся,
Ведь экзамен на носу,
Я тебе стаканчик чаю .
С сладкой булкой принесу.
 /уходит./

№3

ПАВЛИК

/перебирает книги/

Русского не знаю, алгебру забыл,
Среднюю историю вовсе не учил.
Погиб я мальчишка, погиб навсегда,
И годы за годами проходят года.

Срежет меня немец, срежет и француз
А по математике наверно провалюсь…
Погиб я мальчишка… и т.д.

Влепят на экзамене по русскому колду,
Как тогда я к матери с дневником приду.
Погиб я мальчишка… и т.д.

№ 4.

 

Ах, вы, книги, мои книги,
Верещагин[1] и Бычков[2],
От премудрости учебной
           А-а-ах!
На войну бежать готов!

Ах, историк Иловайский[3],
Мительштейнер[4] и Марго[5].
Поливанов[6] и Смирновский[7]
           А-а-ах!
Не понять в вас ничего!
/зубрит/

№5.

 

Je ne sais pas, tu no sais pas, il ne sais pas, nous ne saipons pas, vous ne saipez pas, ils ne saipont pas[8]

                         / засыпает/

Картина 2-я, /СОН ПАВЛИКА/

Декорация представляет фантастическую классную комнату; ПАВЛИК спит за столом по середине.

№6.

НАУКИ
/в виде толстых книг,
окружают Павлика/

Науки юношей питают,
Отраду старцам подают,
В счастливой жизни украшают,
В несчастной случай берегут[9].
И чтоб благие начинанья
Могли свободно возрасти.
Юнец, горящий жаждой знанья,
Изволь в гимназию идти.

/скрываются. Звонок. . Входит сторож/.

СТОРОЖ /будит Павлика/.

Вставай, вставай, не стыдно ль спать,
Давно уж все звонки звонят…

ПАВЛИК

Боже мой. Я заснул и не заметил, как очутился в классе… Где мой ранец? Сейчас экзамен, а я ничего не знаю. Погибоша аки Обре[10]
Одна надежда на .шпаргалку…. Шпаргалка, шпаргалка, где ты?..

/Входит ШПАРГАЛКА/.

№7.

 

О, шпаргалочка,
Ты, спаси меня
Подскажи ты мне,
Что не знаю я..
А не знаю я
Ничего совсем,
И что раньше знал,
То давно забыл,
О, боюся я,
Провалюся я…
Подскажи ты мне
В мой недобрый час,
В мой недобрый час –
Час экзамена,
Час экзамена
Переходного.

№8.

ШПАРГАЛКА

Мой миленький дружок,
Не выучил урок,
И плачешь, и вздыхаешь -
Грамматики не знаешь,
Меня к себе зовешь,
Моей услуги ждешь.

ПАВЛИК

Учиться да учиться
Надоедает мне,
А я не прочь жениться
Хотя бы и во сне.

ВМЕСТЕ

ПАВЛИК

Мой миленький дружок
Мне подскажи урок.
Тебе меня ведь жалко
О, милая шпаргалка.
Я так тебя молю
Твоей услуги жду.

ШПАРГАЛКА.

Мой миленький дружок
Я подскажу урок
Тебя мне очень жалко,
На то ведь я шпаргалка
Свой страх ты прогони
Моей услуги жди.

№9.

ПАВЛИК

Выдержу, выдержу, выдержу я
Ах, мне поможет шпаргалка моя /бис/

/Звонок/ ПАВЛИК прячется. ШПАРГАЛКА скрывается

Марш наук/.

№10.

ХОР НАУК.

Изучать ряд наук тяжкий труд.
Сотни книг, весом каждая с пуд.
И кто к нам на экзамен пришел.
Тот получит кол, кол, кол,
О пятерке, пришлец, не мечтай
Тройку с минусом счастьем считай,
А не то дневника мы коснемся слегка, -
Мудрено ль нам поставить ноль.

№11.

РУССКИЙ ЯЗЫК.

Кто не знает буквы «ять», буквы «ять», буквы «ять» -
Только где ее писать, где писать, да,
Вот /вопрос извечный/ 3 раза
Ведь неудобно же, конечно,
Писать собаку черезъ «ять».
Гнѣзда, сѣдла, звѣзда, цвѣлъ /3 раза/
Цвѣлъ, надѣванъ, пріобрѣлъ, пріобрѣлъ, да:,
Втайнѣ, въявѣ, вкратцѣ, /по одиночкѣ/ 2 р„
Вдвойнѣ, втройнѣ и наканунѣ –
Должны писать все черезъ «ять».
Труден тоже /твердый знак/ 3 раза
Не расстаться /с ним никак/ 2 раза. Да
Падежи, склоненья, /местоименья/ 2 раза
Чинят всем вечно затрудненья
И гимназистов старый враг.

МАТЕМАТИКА.

Пифагоровы штаны, /да штаны/ 2 раза,
На все стороны равны да равны, да!..
Эти теоремы /да теоремы/ 2 раза
Так нежно любим с детства все мы,
Да, помним все мы, господа.

Тот, кто хочет /умным стать/ 3 раза.
Должен корни ./извлекать/ 2 раза. Да.
Ко/эффициенты/ 3 р. помогут .вычислить проценты
И капиталы наживать.

ИСТОРИЯ.

Чтобы каждый ученик
В суть истории проник.
Должен знать он факты,
И государственные акты
Легко цитировать без книг.

Царь персидский, грозный Кир /3 раза/ -
В бегстве разорвал мундир, свой мундир, да. -
Укрощал бег конский, да, да /бег конский/ 2 р
Сам Александр Македонский,
Коня назвал он Буцефал,

ГЕОГРАФИЯ.

Дует на море циклон, /да циклон/ 2 р.
Попадает на Цейлон, на Цейлон, да.
Реки и озера /да, да, озера/ - 2 раза,
Все это надо знать без спора,
Да, надо знать всем, господа!

Вот еще земная ось, земная ось, земная ось
Протыкает нас насквозь, нас насквозь, да.
А меридианы, меридианы, меридианы
На части режут наши страны,
Да, наши страны господа!

ХОР

Изучать ряд наук тяжкий труд… и т.д.

/Въезжает стол. НАУКИ садятся/

НАУКИ

/по очереди поют/

Иванов Павел!
Иванов Павел! Иванов Павел!
Иванов Павел!

РУССКИЙ ЯЗЫК.

Ну, Иванов, отвечайте
Не робейте, начинайте.
Покажите ваши знанья
Насчет знаков препинанья.

МАТЕМАТИКА

Разрешите наудачу
Нам по алгебре задачу:
Сколько ведер из бассейна
Можно выкачать портвейна?

ИСТОРИЯ.

А в конце какого века
Был основан город Мекка,
И какие папиросы
Курил Фридрих Барбаросса?

ГЕОГРАФИЯ

Изложите объясненья
Про пути и сообщенья,
Как на свет пройти из мрака,
Не заехав в тропик Рака?

РУССКИЙ ЯЗЫК.

МАТЕМАТИКА.

ИСТОРИЯ.


ГЕОГРАФИЯ

ВСЕ

Начинайте

Отвечайте…

Не тяните…
Что ж молчите.

Не хотите.

Не хотите…

№12.

ПАВЛИК.

Я хочу, все хочу,
Все хочу и все молчу ..,
Но не могу, я не могу,
Отвечать я нѳ могу.

РУССКИЙ ЯЗЫК.

Отвечай…

МАТЕМАТИКА.

Отвечай…

ИСТОРИЯ.

Он не знает…

ВСЕ.

О, лентяй…

ПАВЛИК.

Я не могу, нет не могу,
Хоть себя я погублю!

ШПАРГАЛКА /подсказывает/

Вся история мидян…

ПАВЛИК /однотонно/

Вся история мидян…

ШПАРГАЛКА

Есть один сплошной туман[11]

ПАВЛИК

Есть один сплошной обман

ШПАРГАЛКА

Полководец Ганнибал
Долго с Римом воевал

ПАВЛИК

Один римский генерал
К каннибалам в плен попал,

ШПАРГАЛКА

Климат жаркий и сырой
В Каледонии весной.

ПАВЛИК

Климат грязный и сырой
На углу Большой Морской.

ШПАРГАЛКА

Павлик, Павлик, мелешь вздор.

ПАВЛИК

Павлик, Павлик, мелешь вздор.

ШПАРГАЛКА

Ждет тебя теперь позор.

ПАВЛИК

Знаю только до сих пор…
/замедляя/
Позвольте выйти!

НАУКИ /все громко, аккордом/

Садитесь.

ПАВЛИК /садится и открывает ШПАРГАЛКУ/

№13.

НАУКИ.

Шпаргалка, ага, шпаргалка!
Сюда забралась, вот нахалка/
Ловите ее, держите!      /бис/
На части рвите вы ее!

СТОРОЖ /выгоняет ШПАРГАЛКУ/

НАУКИ /вынимая единицы.
ХОР аккордом/

Иванов Павел, Иванов Павел,
Иванов Павел!

ПАВЛИК

Провалился!

Открывается верхняя завеса, изображающая страницу дневника с рядом единиц

ПАВЛИК /проваливаясь под пол/ 

Ах ты, гимназия моя,

Мне не забыть во век тебя.
Твои задачи и диктовку…
Одно осталось мне – рыдать
И педагогов умолять
Мне дать переэкзаменовку.

ФИНАЛ

ХОР

Науки юношей питают,
Отраду старцам подают,
В счастливой жизни украшают,
В несчастной случай берегут.

3АНАВЕС



[1] Ираклий Петрович Верещагин (1846–1888) – преподаватель математики, автор «Собрания вопросов и задач прямолинейной тригонометрии» и «Сборника арифметических задач».
[2] Федор Федорович Бычков (1831–после 1893) – математик, автор учебника «Сборник примеров и задач, относящихся к курсу элементарной алгебры».
[3] Дмитрий Иванович Иловайский (1832–1920)  – автор пятитомной «Истории России».
[4] Эрнест Осипович Мительштейнер – автор «Учебника немецкого языка по новой методе».
[5] Давид Давидович Марго (1823–1872) – Автор учебника французского языка  «Сours élémentaire et рrogressif de languе françaisе». См. у Маяковского: «Язык мой гол.// Я говорю просто –// фразами учебника Марго».
[6] Лев Иванович Поливанов (1838–1899) – педагог, автор  «Краткого учебника русской грамматики» и многих других пособий.
[7] Пётр Владимирович  Смирновский (1846–1904) – педагог, автор «Учебника русской грамматики» и др. Цитату из этого учебника

В. В. Набоков поставил эпиграфом к роману «Дар».
[8] Я не знаю, ты не знаешь, он не знает… (фр. с грубыми ошибками).
[9] Чуть искаженная (в оригинале «старым», а не «старцам») цитата из «Оды на день восшествия [...] Елисаветы» М. В. Ломоносова. О том, что послужило первоисточником Ломоносову, читайте здесь.
[10] О происхождении поговорки читайте здесь.
[11] Подразумевается популярная фраза из произведений И. Ф. Горбунова «история мидян темна и непонятна». Учитель истории диктует в классе: «История мидян... история... мидян... точка и подчеркнуть. С новой строки: введение в историю мидян... Точка и подчеркнуть. С красной строки: история мидян... история мидян... темна и не-понятна... темна и не-по-нятна. С красной строки: конец истории мидян. Точка и подчеркнуть».


 
Tags: музыка, театр
Subscribe
promo vadim_i_z august 4, 2016 08:18 42
Buy for 100 tokens
ПРЕДИСЛОВИЕ ПУБЛИКАТОРА В одном из эпизодов повести Анатолия Рыбакова «Кортик» (время действия – начало двадцатых годов прошлого века) участники школьного драмкружка выбирают пьесу для постановки. – «Иванов Павел», – предложил Слава. – Надоело, надоело! – отмахнулся Шура. – Избитая,…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 42 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →