Иронический наблюдатель (vadim_i_z) wrote,
Иронический наблюдатель
vadim_i_z

Categories:

Минское метро: сорок лет назад

Нет-нет, в заголовке не опечатка. Я знаю, что движение по первой линии было открыто тридцать лет назад, 29 июня 1984 года. Но за десять лет до этого в газете «Вечерний Минск» появилось большое интервью, в котором один из тогдашних руководителей города рассказал о том, какой будет минская подземка:

МИНСКОЕ МЕТРО: КАКИМ ЕМУ БЫТЬ?

«Вечерний Минск», 6 июня 1974 г.

     Бюро Минского горкома партии и исполком городского Совета депутатов трудящихся приняли постановление об образовании оперативного штаба по вопросам проектирования и строительства метрополитена в Минске. Это событие по просьбе корреспондента БЕЛТА Л. Кузьмицкого комментирует председатель оперативного штаба, первый заместитель председателя Минского горисполкома И. И. ЛЕВКО.
    
— Начну с того, — говорит Иван Иосифович, — чем вызвано строительство в столице нашей республики метрополитена и, естественно, создание оперативного штаба по его проектированию и сооружению. При решении этого вопроса учитывалось несколько факторов. В первую очередь — рост численности населения и территории города. Во-вторых, объем городских пассажирских перевозок и, следовательно, средняя дальность поездки. В городах с небольшой численностью населения, скажем, до 1 миллиона человек, эти вопросы не выливаются в особо острую проблему. Но там, где численность населения перешагнула за миллион, она дает о себе знать. Так случилось и с Минском.
     При анализе возможных вариантов по улучшению пассажирских перевозок специалисты проектного института «Минскпроект» пришли к выводу, что дальнейшее развитие троллейбусных и автобусных линий, существенное пополнение парка автобусов. трамваев, такси не решит проблемы.
     — Иван Иосифович, чем это объясняется?
    
— В первую очередь тем, что интенсификация развития городского хозяйства отрицательно скажется на скорости движения всех видов транспорта. Сошлюсь на такой общеизвестный пример. В центре американского города Нью-Йорка автомобили движутся со скоростью 11 километров в час. Таким образом, автомобиль, служивший долгое время символом технического прогресса и американского образа жизни, перешел из стадии застоя в стадию упадка.
     Еще один путь, по которому можно идти, — это развивать скоростные виды транспорта: скоростной трамвай и метрополитен. Что же показал анализ этих вариантов? Учитывая специфику нашего города, я имею в виду специфику его застройки и гидрогеологические условия, более 60 процентов линий скоростного трамвая пришлось бы выполнить в тоннелях, особенно в центральной части города, застроенной капитальными зданиями и сооружениями. Кроме того, резерв провозной способности такого трамвая не является перспективным и в дальнейшем потребовал бы реконструкции. Да и эксплуатация скоростного трамвая в тоннелях более сложна и менее надежна. Вот почему, взвесив все эти варианты, Госплан Союза ССР принял решение о целесообразности строительства в Минске метро.
     — Скажите, пожалуйста, в какой стадии находятся сейчас проектные и проектно-изыскательные работы?
     Должен сказать, что проектные институты «Метрогипротранс», «Минскпроект» и БЕЛГИИЗ еще в 1971-72 гг. выполнили проектно-изыскательные работы по технико-экономическому обоснованию новой пусковой линии метрополитена. Сейчас эти организации уже ведут разработку технического проекта линии. Предполагается все работы завершить в 1975 году.
     — Нельзя ли несколько подробнее остановиться на первом пусковом участке?
     — Протяженность его — 8,6 километра. Он свяжет завокзальный район (пересечение улиц Московской и Суражской) с районом часового завода. Причем большая часть трассы пройдет по Ленинскому проспекту от площади Ленина до улицы Волгоградской. На первой линии намечается построить девять станций. Входы в них будут удобно связаны с пешеходными переходами.
     Сложность гидрогеологических условий не позволяет делать метро глубоким. По своему типу оно будет во многом похоже на последние линии Московского метрополитена, особенно Ждановского и Калужского направлений. Чтобы сесть в вагоны, пассажирам надо будет спуститься к ним по ступеням. Конечно, в некоторых местах, как, например, в районе площади Победы и улицы Козлова, в связи с большим перепадом высоты станции будут оснащены эскалаторами.
     — Темпы развития столицы Белоруссии потребуют в дальнейшем расширить транспортную схему метро?
     — Безусловно. Уже в прошлом году наши проектные институты разработали технико-экономическое обоснование и второй линии метро. Она свяжет жилые массивы по Раковскому шоссе через центр города с крупнейшим промышленным районом города — тракторным и автомобильным заводами. К 2000 году намечена и третья линия, которая пройдет с юга на север от Слуцкого шоссе до жилого массива в районе улицы Орловской.
     Вся сеть метрополитена учитывает перспективное развитие города и будет основным видом массового и удобного пассажирского транспорта горожан.
     — И последний вопрос: какие проблемы предстоит решать вновь созданному оперативному штабу!
     — Их очень много. Назову только несколько. При эксплуатации метро на некоторых участках линии возникнет шум и вибрация. Сейчас стоит задача создать на этих участках специальные шумозащитные устройства. Много хлопот вызывают у нас предприятия, которые связаны с высокоточными видами производства. Это заставляет оперативно решить вопросы перевода многих лабораторий и цехов в места, более отдаленные от Ленинского проспекта, т. е. от зоны влияния метрополитена. В связи с этим встает вопрос о создании и выделении специальных технических зон, в которых нежелательно до некоторых пор вести какое-либо строительство.
     Конечно, в период строительства минчане и гости нашего города будут испытывать определенные затруднения в транспортном обслуживании. Но трудности эти временные и сторицей окупятся, когда столица Белоруссии получит новый, современный, комфортабельный вид транспорта.


     Самое интересное здесь – это, конечно, схема метро:

  • Обратите внимание на названия станций. Жаль, что вместо «Вокзальной» появилась «Площадь имени Владимира Ильича Ленина» (да-да, именно так объявляли эту остановку в первые годы работы метро!), даже до переименования площади путаница была изрядная и многие не могли понять, где нужно выходить, чтобы попасть к поездам.
  • Центральная площадь была переименована в Октябрьскую одновременно с пуском метрополитена. Парадокс: обычно станции называютсяс по площадям, а тут вышло наоборот.
  • «Волгоградская» стала «Московской». Помнится, я, предчувствуя грядущие неудобства, написал тогда в «Вечерний Минск» и получил ответ: мол, планируется переименование части Ленинского проспекта в Московский проспект, потому и станция так названа. Не переименовали, а станция осталась.
  • В результате строительства метро минчане в качестве бонуса получили множество подземных переходов. Увы, один из самых напряженных перекрестков - проспекта и Комсомольской улицы - до сих пор приходится преодолевать по поверхности. Причину этого вы видите на схеме: между Урицкого и Комсомольской планировалось построить еще одну станцию.
    Хорошо, что от этой идеи отказались. И без того в первые же дни возник анекдот: Осторожно, двери закрываются! Следующая станция - «Площадь Победы». Для пассаждиров последнего вагона следующая станция - «Площадь Якуба Коласа».
  • Смотрим на перспективные линии. Вторая идет примерно по нынешней трассе. А вот третья (намеченная на 2000 год!; мечты, мечты!) пересекает Орловскую и идёт дальше - туда, где сейчас планируется построить микрорайон Северный. Что касается Зелёного Луга, то он получает особую ветку от площади Якуба Коласа вдоль одноимённой с площадью улицы.
  • Отдельно хороша фраза автомобиль, служивший долгое время символом технического прогресса и американского образа жизни, перешел из стадии застоя в стадию упадка.

     Вот такая статья. Ждите, продолжение следует :-)

Tags: старые газеты, транспорт
Subscribe
promo vadim_i_z august 4, 2016 08:18 50
Buy for 100 tokens
ПРЕДИСЛОВИЕ ПУБЛИКАТОРА В одном из эпизодов повести Анатолия Рыбакова «Кортик» (время действия – начало двадцатых годов прошлого века) участники школьного драмкружка выбирают пьесу для постановки. – «Иванов Павел», – предложил Слава. – Надоело, надоело! – отмахнулся Шура. – Избитая,…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 20 comments