Сфотографировались, а потом, получив снимок, расписались на обороте. Вот они, эти автографы:
АННА - это моя мама (на снимке справа), так она расписывалась для друзей на протяжении многих десятилетий. Адил - Лида наоборот, Лидия Аркадьевна Бессмертная, та, что показывает язык.
А пиктограмма-елка - это ЕЛКА, то есть в другом написании ЭЛКА, Элла Григорьевна Альтерман, стоит слева.
Сегодня, 22 сентября 2012 года - сто лет со дня ее рождения.
Выпускница Московской консерватории, где училась в одной группе с Рихтером. Многолетний преподаватель одиннадцатилетки при консерватории Белорусской (теперь это Республиканская гимназия-колледж). У истоков белорусской фортепианной педагогики,- написано на сайте колледжа,- стояли выдающиеся музыканты Э. Альтерман, М. Бергер, Г. Петров, И. Цветаева, Н. Шацкая, Г. Шершевский, которые создали национальную фортепианную исполнительскую школу. Преподаватель замечательный - не зря на отделении специального фортепиано был организован Фестиваль фортепианной музыки памяти Э.Г.Альтерман.
И человеком она тоже была замечательным. Уж я-то знаю: с мамой они дружили, наверное, лет сорок. Вот снимок, сделанный на демонстрации 7 ноября 1954 года:
Мама здесь слева (в клетчатом капюшоне), Элла Григорьевна - в центре.
Очень четкая, иногда жесткая, порой даже колючая (ЕЛКА, упомянутая выше, появилась совсем не случайно), но всегда доброжелательная, готовая прийти на помощь. Когда после смерти мужа она в конце восьмидесятых уехала к сыну в Новосибирск, в Минске для мамы возникла пустота - есть незаменимые люди, есть. Они продолжали переписываться, созваниваться, а когда Элла Григорьевна приехала в Минск, с радостью встретились... увы, в последний раз.
И вот - столетие. Владимир Михайлович (это я к сыну Э.Г. обращаюсь), Миша (а это к внуку, известному многим читателям этого журнала как zhsky), как хорошо, что она была!
Будем помнить.
P.S. Пять лет назад на белорусском телеканале "Лад" прошла передача об Элле Григорьевне Альтерман. Посмотрите ее и вы:
Journal information