Иронический наблюдатель (vadim_i_z) wrote,
Иронический наблюдатель
vadim_i_z

Categories:

Семейное право Российской империи

Любопытная сводка.

Условия заключения брака:

  1. Достижение брачного возраста. В допетровское время «Стоглав» устанавливал брачный возраст 15 лет для мужчин и 12 лет для женщин. Указом о единонаследии был установлен брачный возраст соответственно 20 и 17 лет, а окончательной редакцией Свода законов – соответственно 18 и 16 лет. Церковно-епархиальное руководство могло понизить брачный возраст на полгода. Брачный возраст для Закавказья был установлен 16 лет для мужчин и 14 лет для женщин.
  2. Свободное согласие лиц, вступающих в брак, стало обязательным условием для вступления в брак только с 1724 года. Кроме него требовалось согласие родителей, опекунов и попечителей. Необходимость согласия обоих родителей независимо от возраста будущих супругов была следствием родительской власти над детьми. Если в брак вступали совершеннолетние, применялась презумпция родительского согласия (считалось, что оно есть, если не доказано противоположное). Несоблюдение этого условия не приводило к признанию брака недействительным, но могло иметь для супругов другие нежелательные последствия – например, в отношении наследования. Отказ в согласии опекуна или попечителя мог быть обжалован в компетентный орган: в опекунское ведомство, а в Черниговской и Полтавской губернии – в суд.
  3. Для лиц, находящихся на государственной службе – согласие начальства. Условие ввел Петр I. Его соблюдение носило формальный характер для всех категорий таких лиц, кроме военных, но согласие начальства должно было быть явно выраженным. В противном случае жених, не обратившийся за согласием к начальнику, привлекался к дисциплинарной ответственности – получал выговор с занесением в послужной список, но, опять же, его брак не признавался недействительным. Особые правила существовали для военнослужащих. Устав о воинской повинности вообще запрещал вступать в брак офицерам до 23 лет и нижним чинам. Офицерам, жалование которых составляло менее 1200 рублей в год брак разрешался только в случае внесения в казну определенной суммы обеспечения в форме денег, ценных бумаг или недвижимости. Это ограничение объясняли, в частности, нежеланием государства брать на себя обязанность содержания семьи военнослужащего за счет должностного оклада, который назначался ему лично за верное несение службы. (Мейер Д.И. Русское гражданское право.Ч.2. – Москва: Статут, 1997, с.354.).
    Когда в 1828 г. женились Грибоедов и Нина Чавчавадзе, они получили согласие на брак у отца Нины, князя Александра Чавчавадзе, и у Ивана Федоровича Паскевича, графа Эриванского, главноуправляющего в Грузии и родственника жениха. Последнее, строго говоря, было нарушением, так как Грибоедов как дипломат должен был просить согласия на свой брак у Нессельроде, что заняло бы, конечно, много времени.

Препятствия для вступления в брак:

  1. Как для мужчин, так и для женщин – достижение возраста 80 лет.
  2. Некоторая степень родства и свойства. (Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона на «Яндексе»: «СвойствО – отношение родственников одного супруга к другому и его родственникам (двухродное С.) и к родственникам этих последних (трехродное С.); близость С. определяется, подобно родству, степенями). Безусловно были запрещены браки между родственниками по прямой линии, а также по боковой линии, между двухродными свойственниками до четвертой степени включительно (указанные лекции Д.Мейера, ч.2, с. 356–357 г.) и между трехродными свойственниками только в первой степени (опять же Брокгауз и Ефрон). Для других степеней кровного родства Церковь могла позволить заключение брака. В рамках духовного родства безусловно запрещались браки между кумовьями (характерный сюжет шуточной украинской народной песни: "Ой кум до куми залицявся..."), между крестным и крестницей, а также между крестной матерью и крестником. Не было непосредственного запрета на браки в рамках так называемого гражданского родства (между усыновителями и усыновленными). Каноническое право скорее осуждало такие браки, чем запрещало их, то есть они не признавались недействительными, но их заключение могло повлечь за собой некоторые неприятные последствия для супругов. Например, церковное покаяние.
    Хранительница преданий старины, «бабушка»-рассказчица Елизавета Петровна Янькова, вспоминая свою свадьбу, бывшую в 1793 году, отмечает: «Тут же на сговоре батюшка сказал Анне Александровне: «Ну, теперь уж перестаньте меня называть братцем; дочь моя выходит за вашего брата, их, пожалуй, еще разведут». По Татищевым батюшке приходился мой жених правнучатым братом и был мне, следовательно, дядей. По нашим понятиям о родстве думали, что нужно архиерейское разрешение: жених ездил – не умею сказать – к викарию ли, или к самому митрополиту, и когда он объяснил, в чем дело, то ему сказали, что препятствия к браку нет и разрешения не требуется» (С, Рассказы бабушки, с.50).
  3. Состояние в другом браке (кроме мусульман).
  4. Монашество и священнический сан. Лица белого духовенства православной церкви могли вступать в брак, но до принятия священнического сана. Выпускникам семинарии невест, как правило, подыскивало руководство той или иной епархии из числа дочерей умерших священников, чтобы таким образом молодой человек возглавил вакантный приход (каковой случай описан в романе украинского писателя Анатолия Свидницкого «Люборацькі»). Овдовевший священник не мог вступить в брак повторно. Д.И. Мейер говорил своим студентам: «Безбрачное состояние священников представляет много невыгодных сторон: священник, в истинном значении его сана, должен быть другом каждого семейства, понимать потребности семейной жизни, быть в состоянии ценить значение воспитания детей; между тем для человека бессемейного все эти предметы доступны лишь в отвлечении. И вот поэтому-то безбрачие, налагаемое римско-католической церковью на ее служителей, многие рассматривают как одно из общественных зол» (Мейер, ч.2, с.357). Это, конечно же, только рассуждения преподавателя на лекции, но как бы отнесся к ним поющий в терновнике преподобный Ральф! :-)
  5. Слабоумие, влекущее за собой лишение гражданской дееспособности.
  6. Ограничения, связанные с исповедуемой религией. Для лиц православного исповедания допускались последовательно только три брака. При этом по учению церкви одобрялся безусловно только первый, а другие два допускались по снисхождению к слабости человеческой природы. Запрещалось заключение брака христиан с нехристианами и русских православных – с раскольниками. Но принятие в христианство человека другой религии или обращение в православие раскольника не разрушало его прежнего брака, если другой супруг оставался нехристианином или раскольником.
    Браки между христианами разных конфессий (православными, католиками и протестантами) были законодательно разрешены с 1721 года. При этом, если один из будущих супругов был православной веры, от другого до заключения брака отбиралась подписка, что дети будут крещены и воспитаны как православные. За нарушение этого требования наступала уголовная ответственность: лишение родительских прав и от 8 месяцев до 1 года и 4 месяцев заключения. Разные варианты этого правила действовали для разных регионов Российской империи: так, в Царстве Польском все дети от браков православных с иноверцами должны были воспитываться в православии, а в случае брака между представителями других христианских конфессий сыновья воспитывались в вере отца, а дочери – в вере матери, если отдельным соглашением между супругами не было установлено другое. В Финляндии дети должны были воспитываться всегда в вере, к которой принадлежит отец.
  7. Осуждение на всегдашнее безбрачие. Этот институт сохранялся в российском праве до 1904 года. Осуждение на безбрачие могло иметь место как следствие некоторых случаев расторжения брака или признания его недействительным:
    1. в случае безвестного отсутствия того из супругов, который признан безвестно отсутствующим (кроме нижних воинских чинов, находящихся на войне или попавших в плен);
    2. вследствие признания лица неспособным к супружеской жизни, что повлекло за собой расторжение брака),
    3. как уголовное наказание для того из супругов, кто совершил прелюбодеяние.
    4. как ответственность за заключение нового брака до прекращения старого. В Российской империи брак, заключенный при наличии другого брака, мог быть сохранен и признан действительным, но по его прекращении смертью того из супругов, который добросовестно ошибался,  другой, тот, кто скрыл сведения о своем первом браке, не мог бы уже заключить новый брак до конца жизни.

Полный текст здесь.

Tags: история
Subscribe

promo vadim_i_z august 4, 2016 08:18 65
Buy for 100 tokens
ПРЕДИСЛОВИЕ ПУБЛИКАТОРА В одном из эпизодов повести Анатолия Рыбакова «Кортик» (время действия – начало двадцатых годов прошлого века) участники школьного драмкружка выбирают пьесу для постановки. – «Иванов Павел», – предложил Слава. – Надоело, надоело! – отмахнулся Шура. – Избитая,…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 11 comments