Юрий Норштейн
В Галерее на Солянке открылась выставка Юрия Норштейна и Франчески Ярбусовой "Большие глаза войны" - к 65-летнему юбилею Победы и 30-летию премьеры "Сказки сказок".
Фрагменты интервью:
Фрагменты интервью:
- н: Почему главный герой - Волчок?
норштейн: Волчок - герой колыбельной. Мама пела мне ее. То есть я могу предположить, откуда взялась колыбельная, но в действительности, как все соединяется в творчестве друг с другом, вряд ли вам кто-то скажет, даже из больших мастеров. - н: Изменилось восприятие "Сказки сказок" за 30 лет?
норштейн: Не знаю. Но вот я сейчас месяц ездил по Америке со своими фильмами - и вижу, как воспринимают они. Лучше, чем мои соотечественники. Такая вот произошла аберрация: мы разучились смотреть фильмы. Гламурняк, идущий на экране, в конечном счете отучает мыслить. Мы читаем не те книги, смотрим не то кино. А режиссеры думают, что успех - это только собранные деньги. Сколько в свое время шумели: "Ночной дозор", "Дневной дозор"! Мы американцам, блин, покажем!" А какую дрянь сделали! Странно, но все-таки в Америке думают по-другому. Даже в кинематографе. Хотя американский кинематограф - не тот, который я люблю.
н: Можете вы себе представить, чтобы сегодня мультфильм шел в центральном кинотеатре Москвы больше года, как когда-то шла в "России" (нынешнем "Пушкинском") "Сказка сказок"?
норштейн: Вы помните, да? 14 месяцев... Сегодня это невозможно. Хотя возникают на нашем экране явления, убеждающие меня, что все-таки людям хочется мыслить. Я о "Подстрочнике" с Лилианной Лунгиной. Восемь дней подряд по два часа - разве можно было такое вообразить? Десять лет фильм не выпускали, и вдруг такой успех. Потому что люди соскучились по мысли, по человеческому взгляду, по правде, а им подсовывают что-то не то. Знаете, сегодня все любят цитировать Достоевского, и мне даже его цитаты кажутся ложными из-за того, что происходит в обществе. Каждый выучил "тварь дрожащая или право имею?" и про "слезу ребенка". Каждый процитирует, любой член Государственной думы. Процитирует и исчезнет. Так вот я тоже процитирую. То, что происходит, - это пророчество Достоевского: "Великий инквизитор пришел". В лице руководителей телеканалов, режиссеров... - норштейн: Как-то я довольно резко высказался о нашем кинематографе, и мне стали говорить: "А это вы видели?" И стали называть эти фильмы. Конечно, я видел "Полторы комнаты" Андрея Хржановского. А о том, что сделано в "Утомленных солнцем-2", могу только предполагать.
н: Все уже написали.
норштейн: Поэтому Никита Михалков себя так и ведет. Он в истерике от того, что потерял. Здесь свернул с пути, там свернул, еще где-то, обрел власть, а на самом деле внутренне сгорел, обуглился, опустел и потому хочет перевести стрелки на внешние эффекты, чтобы поразить, эпатировать... Это всегда плохо заканчивается. Хотя Михалков прекрасный актер и человек талантливый. Но он что-то не понял. Главное. - А этот фрагмент интервью в бумажную публикацию не вошел:
н: Но как вам удается противостоять этой ситуации?
норштейн: Где-то я прочитал, как Пушкин с Дельвигом встретились и целовали друг другу руки. Сегодня подумали бы: голубые. Это же совсем другая мера отсчета. И в этом спасение. Понимаете, мне сразу нужно найти место, куда смогу поставить ногу, где я знаю - это моя опора. И кроме того, внуки - их у нас с Франческой восемь.
н: Они рисуют?
норштейн: Да. Это не значит, что потом будут рисовать. А сейчас рисуют просто удивительно. Дети вообще все хорошо рисуют. Надо только вовремя показать им хорошее.