Иронический наблюдатель (vadim_i_z) wrote,
Иронический наблюдатель
vadim_i_z

Шопинг в Минске сто лет назад

    Немногие помнят тот Минск, каким он был полвека назад, совсем мало тех, кто знал послевоенный и, тем более, довоенный город. И уж никто из ныне живущих не видел своими глазами Минск начала двадцатого века. Сто лет назад город был совсем другим, от него мало что осталось, но остались книги, газеты, фотографии, а значит, осталась память. Есть возможность посмотреть, чем занимались минчане той поры – где работали, как развлекались, что покупали, у кого лечились. Посмотреть и спроецировать это на современный город.
    Попробуем? Чтож, #словоминску начала прошлого века!

***

    Первую прогулку совершим по магазинам давних лет и начнем её на площади, которая сегодня называется площадью Свободы, а в обсуждаемый нами период – Соборной. Путепровод, ведущий на проспект Победителей – детище шестидесятых годов. Сто лет назад здесь начиналась Школьная улица.

    Узкая, мощённая камнем, она круто спускалась к Немиге. Если вернуть её в сегодняшний Минск, то получилось бы примерно такое:

    Улица была торговой. В доме №1 размещалась

суконно-мануфактурная торговля А.З.Царфина, вывеску которой мы видим на старой открытке.
    Кое-что в этом рекламном тексте современному читателю нужно, наверное, пояснить.
    «Цены без запроса» – в магазине не торгуются, цены объявлены заранее, скидку вам не сделают.
    «Минск губ.» означает Минск губернский. Польша тогда входила в состав Российской империи и в нескольких сотнях верст от нашего Минска, центра одноименной губернии, был еще один – тот, который мы сейчас называем «Минск Мазовецкий».
    Перейдем теперь на другую сторону площади. Несколько лет назад был восстановлен крупнейший до революции отель Минска. Восстановлен не вполне аутентично – здание подросло на этаж и сместилось в сторону нынешней консерватории – но представление о прежнем облике может дать.
Судите сами.



Шикарная была гостиница, о ней мы поговорим отдельно. А пока обратите внимание на надпись над угловым подъездом: А.М.Левин.

Да, магазин Левина, торговавший всякими интересными вещами.
    И здесь требуются пояснения: что такое, например, Фребелевские игры и занятия? Фребель (хотя правильно говорить Фрёбель) – немецкий педагог, создатель первого детского сада. Один из элементов его воспитательной теории – развивающие игры, которые в легкой форме учили маленьких детей вполне серьезным вещам. Вот этим-то товаром и торговали в магазине Левина.
    В те времена фребелевская педагогика была в большой моде, о чем свидетельствует это, например, объявление в газете «Минский голос»:

    Дом, в котором остановилась специалистка из Варшавы, находился примерно там, где сегодня размещается Минский областной суд, Коломенская – это сейчас улица Свердлова.
    Загадочный «патефон, играющий без иголок и без шума» – это новейшее изобретение фирмы «Пате». Металлические иглы очень быстро изнашивались, их хватало лишь на несколько минут воспроизведения пластинки. Вместо них в новой модели использовали сапфировые и тем самым повысили и долговечность, и качество звучания.

    Теперь давайте прогуляемся по Губернаторской улице – так cто лет назад называлась улица Ленина.

Посмотрите внимательно, вас ничто не удивляет? Да-да, вывеска магазина Левина висит, кажется, на совсем другом здании. Впрочем, другом, да не совсем: так выглядела гостиница «Европа» в 1907 году, до того, как ее владелец Вениамин Поляк перестроил ее, возведя здание, которое мы видели выше.
    Вот та же картинка в пересчете на сегодняшние реалии. Учтите, что улица тогда была много у’же, красная линия проходила заметно правее, там, где сегодня граница сквера.

Чуть дальше, в доме 5 торговал всякой всячиной магазин Гурвича. Старая открытка сохранила нам его вывеску

а старая книга – рекламу:

Всё, что хотите – от мебели до фильтра для воды (уже тогда!). Несгораемую кассу сегодня мы назвали бы сейфом. А шапирограф – это изобретенное в 1902 году устройство для копирования и размножения текстов; в наши дни аналогичные функции выполняет работающий, конечно, по совершенно иному принципу ксерокс.
    Как у вас с финансами? Если хорошо, то в магазине Изгура можно купить золото, серебро, бриллианты и часы «Омега».

Да-да, уже тогда в Минске торговали швейцарскими часами. А если с деньгами не очень, ничего страшного – зайдите к господину Розовскому и купите, например, тетрадку или карандаш.

    Как известно, сто лет назад нумерация домов еще не вошла окончательно в обиход, адреса нередко писали так: «Губернаторская улица, дом Борща».

Так именовался дом №13, на открытке он примерно там, где навстречу нам движется лошадь, запряженная в телегу. Фотограф, сделавший этот снимок, стоял на Захарьевской – на проспекте, говоря сегодняшним языком – и смотрел в сторону соборной площади, вдали высится башня костела.
    Попробуем переместить эти здания в современный Минск:

    Ещё раз напомню, что улица Ленина много шире старой Губернаторской, дома по нечетной стороне располагались заметно левее современных.

В доме Борща располагался универсальный магазин (заметьте – слово «универмаг» вовсе не изобретение советских времен). Белье, дамская конфекция (т.е. готовая одежда). Отдел зонтиков и палок!
    И славившееся в те времена трикотажное белье профессора Егера. Штутгартский естествоиспытатель, гигиенист и зоолог Густав Егер предложил как наиболее гигиеничное трикотажное белье из высоких сортов шерсти, оно и получило название «егерского». Ученым была организована выставка под лозунгом «Кто мудр, тот выбирает шерсть».
    Уважаемые читательницы, обратите внимание: если вы собираетесь замуж, то здесь можно купить и полное приданое! Впрочем, если вдруг чего-то из «дамской конфекции» в продаже не окажется, всегда можно обратиться к мадам Малиновской, чья мастерская находится в этом же доме.

А по соседству, в доме Малявского, мебельный магазин Годера.

 Самый большой, как тогда было принято выражаться, в Северо-Западном крае. Товар работы «лучших заграничных и варшавских мастеров» – Польша тогда не была заграницей, но, как в советские времена Прибалтика, и вполне «своей» не казалась.
    Владелец дома и сам держал магазин, который сегодня мы назвали бы «Хозтоварами»:

Обратите внимание на энергосберегающие «экономические» лампы. И, конечно же, на эту детскую пишущую машину с опцией выбора языка:

Большие и тяжелые, они назывались тогда «машинами», «машинками» их станут звать позже.
    Дом Пржиемского (приблизительный современный ориентир – арка с общественным туалетом возле «Макдональдса»). Здесь покупают мануфактуру:

И снова кое-что нуждается в пояснении.
    «Депо жирардовских изделий». Слово «депо» сто лет назад не обязательно относилось к железной дороге. Как писал словарь Брокгауза и Ефрона, «депо— склад, магазин, запас предметов известного рода для государственных и общественных надобностей». Владимир Гиляровский в одной из книг о Москве упоминает даже «депо пиявок», которых парикмахеры держали для медицинских целей.
    Теперь о самих изделиях. Согласно тому же словарю, «Жирардов (Zyrardow) — посад Блонского у. Варшавской губ. Огромные фабрики полотняная и бумаготкацкая, с несколькими тысячами рабочих и производством до 6 млн. руб. Получил название от имени франц. инженера Филиппа Жирара (Phylippe Girard), изобретателя механического прядения льна, основавшего здесь фабрику в начале текущего столетия». Сегодня мы назвали бы это «брендом».
    А вот название жесткой бельевой ткани мадаполам родом из Индии: Мадаполам – пригород города Нарсапура, расположенного в центре полуострова Индостан.
А ещё Тироль, Польша, Силезия… Глобализация налицо!
    Перейдем теперь на противоположную, четную сторону улицы. На углу Губернаторской и Преображенской (перевод: Ленина и Интернациональной) в доме Фельдмана (его номер 2) находилась граверная мастерская Изакова:



На фоне сегодняшних домов картинка смотрелась бы примерно так:

    А вот вывеска мастерской немного крупнее:

Обратите внимание: на изготовление маркогасителей, предназначенных для казенных, т.е. государственных, ведомств, Изаков получил особое разрешение «Господина Минского Губернатора».
    Чуть дальше, в доме 10 (на этом месте сейчас магазин «Связной»), находилась техническая контора С.А.Анцелиовича:

    Здесь, конечно, тоже торговали, но товаром специфическим – чего стоят только «ремни чистой верблюжьей шерсти марки «ГЕРКУЛЕС». В те времена электрические станки были совершенной экзотикой, в цехах стояли мощные паровые двигатели, от которых во все стороны шли приводные ремни – вот эти изделия и продавала контора Анцелиовича.
    При этом известна она была и собственным производством. На недавней выставке в Музее истории города Минска демонстрировался прелюбопытный экспонат:


     Табличка гласила:

    Нагреватели воды, системы отопления, электрическая проводка – вот так приходил в наш город технический прогресс!
    Реклама конторы относится к 1913 году. А за пять лет до этого дом принадлежал иному владельцу, г-ну Ерохову:

    Здесь, конечно, непонятны «саратовские сарпинки». Эта лёгкая хлопчатобумажная ткань, обычно клетчатая или полосатая, получила свое название по месту, где их стали впервые производить – основанному в середине XVIII века немецкими колонистами городку Сарепта-на-Волге, находившегося на юге Саратовской губернии (сегодня эта местность входит в состав Волгограда). 
    Обратите внимание и на имя Саввы Морозова – владельца известной мануфактуры. И не удивляйтесь «бумажным товарам» – это не писчие принадлежности. Фабрики Морозова производили хлопчатобумажные ткани, а слово это сто лет назад писалось через дефис: «хлопчато-бумажный». Это и подразумевается в рекламном объявлении.
    Немного ближе к Захарьевской, в доме Этингера, мы видим сразу несколько магазинов.

Снова пишущие машины, снова бесшумные граммофоны. Снова «Геркулес», но на сей раз уже не прочные ремни, как у соседа Анцелиовича, а прочные сейфы – что поделаешь, мождное имя. При этом покупателям предлагается по сути беспроцентный кредит – «рассрочка платежа без повышения цен».
    Там же торгует Г.А.Раскин – конкурент Изакова.

Штемпели разных видов и не названные, но нарисованные нумераторы.
    Б.З.Поляков, как и его визави с противоположной стороны улицы Розовский, продает канцтовары:

    А еще в доме Этингера размещалось музыкальное училище Рубинштейна, о котором стоит поговорить подробнее.

Выпускник Петербургской консерватории Натан Рубинштейн дело свое знал и поставил серьезно. Сохранился интереснейший документ: «Правила и программы музыкального училища свободного художника Н. Рубинштейна» (Минск: Типография Д. Форина, 1907), но прежде чем прочесть его, попробуем разобраться в том, почему Рубинштейна называют именно так.
     Как сказано в «Музыкальном словаре» Гуго Римана, опубликованном на русском языке в 1901 году, свободный художник – это звание, даваемое обеими русскими консерваториями (Московской и Петербургской) лицам, окончившим полный курс музыкального образования по специальному предмету изучения (пение, игра на инструментах, композиция) и по ряду обязательных предметов (общенаучные предметы, история и теория музыки, сольфеджио и др.). Иными словами, это музыкант-профессионал высокого уровня. Что ж, Натан Рубинштейн был награжден серебряной медалью Петербургской консерватории и звание это заслужил.
     А теперь вернемся к документу:

Правила и программы музыкального училища свободного художника Н. Рубинштейна
     Минское музыкальное училище свободного художника Н.Рубинштейна имеет целью дать основательное художественное образование лицам, желающим изучить инструментальную и вокальную музыку.
     Предметы преподавания: специальные (главные) – игра на фортепьяно, скрипке, виолончели и пение; обязательные (вспомогательные) – элементарная теория музыки, сольфеджио, гармония, инструментовка и история музыки, а также для учащихся по классу скрипки, виолончели и пения – элементарная игра на фортепьяно.
     В училище принимаются лица всех сословий, как взрослые, так и дети не моложе 8 лет – приходящими учащимися. От поступающих не требуется музыкальной подготовки. Лица же относительно подготовленные могут быть приняты прямо в курс, соответствующий их техническому и музыкальному развитию.
     Прохождение учащимися полного объема каждого специального предмета соответствует программам консерваторий Императорского Русского музыкального общества и делится на три курса: низший, средний и высший.
     Классы специальных предметов посещаются учащимися два раза в неделю. В этих классах преподающие занимаются с каждым учащимся отдельно. Классы обязательных предметов посещаются раз в неделю.
     Для учащихся по фортепьяно и струнным инструментам устраиваются классы совместной игры (ансамбль) раз в неделю.
     В продолжение учебного года устраиваются публичные музыкальные собрания.
     Для удобства учащихся занятия делятся на утренние и вечерние.
     Плата вносится по полугодиям вперед. В особых случаях допускается рассрочка.
    Позже Рубинштейн создал симфонический оркестр, артистами которого стали преподаватели и учащиеся училища. Оркестр не раз давал в нашем городе концерты, а во время Первой мировой войны выступал в госпиталях и лазаретах.
***
    Мы дошли до Захарьевской. Губернаторская улица продолжается и дальше, там тоже много интересного – «Ново-Московская» гостиница, гимназия, еврейская больница – но это уже темы для отдельных разговоров. Так что закончим на этом нашу первую прогулку по Минску столетней давности, а в следующий раз пройдемся по Подгорной, Петропавловской и Крещенской улицам.
 
Tags: #словоминску, Минск, Река времён, история, магазины, старая реклама, старые открытки
Subscribe
promo vadim_i_z august 4, 2016 08:18 39
Buy for 100 tokens
ПРЕДИСЛОВИЕ ПУБЛИКАТОРА В одном из эпизодов повести Анатолия Рыбакова «Кортик» (время действия – начало двадцатых годов прошлого века) участники школьного драмкружка выбирают пьесу для постановки. – «Иванов Павел», – предложил Слава. – Надоело, надоело! – отмахнулся Шура. – Избитая,…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 25 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →